CF500A-basic: удаление стабилизатора

Внимание! Описанный ниже эксперимент по доработке конструкции приводит к изменению характера управляемости и к ухудшению устойчивости квадроцикла! Будьте внимательны!

Как я уже отмечал много раз, управляемость длиннобазных квадроциклов CFMOTO, на мой взгляд, несколько гипертрофирована. Для кого-то такая ситуация плюс, но для меня это скучно. Оценить преимущества собранной подвески можно только в тех режимах движения, в которых перемещаться в общем-то не стоит, особенно на вездеходе. В обычных же для квадроцикла условиях столь рьяная борьба с кренами ни к чему.
В удалении стабилизатора поперечной устойчивости ничего сложного нет – достаточно открутить две гайки да четыре болта. При откручивании гаек стоек стабилизатора (на рычагах, любимый китайцами ключ на 15) нужно удерживать пальцы от проворачивания (сподручней всего гебельсами с узкими губками).

tailstab-basic 1 tailstab-basic 2 tailstab-basic 3

Теперь втулки…

tailstab-basic 4

Болты крепления корпусов втулок закрутил на место, чтобы резьба не собирала лишнюю грязь.

tailstab-basic 5

Стабилизатор в сборе:

tailstab-basic 6
Что хочу сказать по результатам процедуры – комфорта немного добавилось (особенно при наезде одним из задних колес на одиночную неровность), а вот управляемость в определенном смысле не только не пострадала, но и стала более дружелюбной. Поясню. После удаления стабилизатора квадр стал охотнее разгружать заднее внутреннее по отношению к повороту колесо, реакция на руль стала чуть мягче, т.е. поведение сместилось от «автомобильного» к «вездеходному». Несмотря на то, что в пределе появились могущие кого-то напугать крены, явной склонности к перевороту (как, к примеру, у того же Гризли) по-прежнему нет, просто зад проседает наружу поворота ощутимо больше. При этом, если говорить о заносе, то скольжение, естественно, теперь наступает чуть раньше, но о-о-очень плавно и управлять им очень просто и чрезвычайно приятно, а вот далее в скольжении квадр куда более управляем, чем со стабилизатором, при наличии которого «бэйсик» держится за покрытие дольше, но и срывается в занос намного более резко, после чего идёт куда более нервно и требуя гораздо более чёткой и напряжённой работы рулём, чем без стабилизатора. Если раньше супруге поведение «бэйсика» казалось чрезмерно строгим и скучным, то теперь она просто в восторге! Собственно, как и я – если до этого всегда стремился захватить Х6, то теперь у нас идёт борьба именно за «бэйсик», ездить на Х6 стало скучно, он рулится слишком правильно, но при этом в заносе требует большего напряжения и концентрации. Что касается бездорожья, то субъективно проходимость практически не изменилась, хотя задние колёса теперь вывешиваются чуть позже.
Не знаю, проводили ли какие-либо испытания на этот счёт китайцы, но складывается впечатление, что стабилизатор поставили от балды или как минимум он идентичен данной детали на короткобазных модификациях аналогичных моделей CFMOTO, что в корне неправильно. Я никоим образом не призываю производителя не ставить стабилизатор вовсе, но несколько более тонкий и податливый подошел бы лучше.

Да, чуть не забыл про побочный эффект – на задних рычагах теперь скапливается гораздо меньше мусора, а очищать их после поездок без стабилизатора стало гораздо проще.

И напоследок напомню – не повторяйте, если не совсем понимаете, зачем такая доработка нужна именно вам. Помните, что вероятность перевернуться без стабилизатора намного выше. Наиболее уместной данная доработка будет при постройке бескомпромиссного вездехода, когда в жертву даже небольшому улучшению проходимости имеет смысл принести многие другие свойства.

Ну а лучшей иллюстрацией того, что повторять мой эксперимент совсем не обязательно, могут служить отзывы тех, кто попробовал снять стабилизатор, но решил вернуть его обратно.

VadiS (форум ATV-клуба): «Хочу поделиться ощущениями при снятом стабе! Покатался сегодня… Да, стало плавно и комфортно!!! Cтал очень крениться. Все повороты проходишь на трех колесах, а если чуть скорость прибавить – то и на двух. Старается завалиться на переднее наружное колесо. Зад кидает на проселочной дороге! Мой вердикт: очень сильно упала безопасность! Буду ставить обратно… Как-то так. Ты свое мнение не изменил?»

tailstab-basic 7
Я же своё мнение не изменил – для нас такое смещение поведения в сторону трактора только в кайф. Но добавил в этот отчёт больше предостережений о возможной опасности эксперимента.

НАЗАД