CF800-X8 EFI: 268-297 км (обкатка)

«Паук» вариатора для Сузы Alex G так и не пришёл, поэтому я предложил Лёхе прокатиться на «бэйсике», ну а сам поехал на X8. Первый зимний день полностью оправдал своё название – дороги присыпало снегом. Естественно, что ехать на заднем приводе по подмёрзшему покрытию было неинтересно даже на 500-ке, поскольку под тягой квадры бешено вращали колёсами, набирая ход с неохотной. С включением режима 4х4 ситуация изменилась в лучшую сторону, при этом икс-восьмой даже немного удивил своей управляемостью – в заносе можно ехать по достаточно глубоким ямам, при этом квадр не пытается перевернуться! Что касается скорости, то на CF800-X8 EFI можно спокойно ехать под 80 там, где на «бэйсике» обычно развиваешь от силы 60. Если перейти в плоскость сравнения самой простой и топ-модели CFMOTO, то могу отметить, что при установке на CF500A других амортизаторов (конечно, имею в виду комплект Elka) его управляемость будет разительно лучше, чем у X8 в заводском исполнении, но в стоке да – разница заметна.

Ну а мы отправились проверить одну из наших квадротрасс на предмет завалов, чтобы пропилить, пока деревья не засыпало снегом и пока на уже упавшие (если такие будут) не упали новые из-за какого-нибудь очередного ледяного дождя. Упавшая сосна перегородила дорогу почти в самом начале трассы, но мы решили не пилить её (чтобы лишний раз не светить маршрут), а объехать через расположенную слева ложбину.

05-x8 1

Естественно, первым шёл CF800-X8 EFI, и тут он снова сумел нас удивить. Конечно, мы ожидали, что 2-горшковая 800-ка будет неплохо пробивать колею, но не на столько. Такое ощущение, что этот квадроцикл не хочет быть квадроциклом, а мечтает стать бульдозером – на пониженной он нагребает перед собой вал грязи и снега, но продолжает ехать. Естественно, это продолжается до тех пор, пока сам «бульдозер» не сядет на брюхо, но то, как поднимается грунт и снег впереди, впечатляет! Если же икс-восьмой всё же упирается, сев на гребень колеи или бревно, достаточно сдать метров пять назад и просто вдарить по газам – засадные места пролетаются на одном дыхании. Естественно, что так можно делать только на хорошо знакомых маршрутах, чтобы не налететь на скрытые в грязи или снегу препятствия.

Тем временем около нашей тропы мы обнаружили… отрезок толстостенной трубы, бывшей раньше частью газовой магистрали. Причем до самого газопровода километров пять, а то и семь, да и проехать тут могут либо квадроциклы, либо лесохозяйственная техника. Собственно, возможно это сотрудники лесхоза и притащили, чтобы заложить под какую-нибудь тропинку в месте пересечения с многочисленными в этих краях ручьями.

05-x8 2
05-x8 3

Ближе к бобровым запрудам обнаружили обрывок троса и обломок той самой трубы – неужели кто-то хочет спустить образовавшееся здесь болото? Раньше бы нас такая идея обрадовала – бобры ставили одну из плотин ниже пересечения с дорогой, в результате чего участок оказывался подтоплен. Но сейчас люди и животные пришли к компромиссу – бобры перенесли свои плотины чуть выше по течению, поэтому их сооружения никто не разрушает. Живой пример мирного сосуществования природы и человека. А какая красота кругом!

05-x8 4
05-x8 5
05-x8 6
05-x8 7
05-x8 8
05-x8 9

Выбравшись на залитую солнцем поляну, решили немного передохнуть, а Alex G ещё и опробовал X8 на снегу. Резюме: «подрыв, конечно, что надо!».

05-x8 10
05-x8 11
05-x8 12

Обратите внимание, что некоторые путают понятия собственно «подрыв» и, так сказать, «рывок».

«Подрыв» – это ни что иное, как резкий отклик на газ, выражение хлёсткости мотора (способности к взрывному набору оборотов) в динамике. Характерен для транспортных средств с большим коэффициентом избыточной мощности либо крутящего момента: мототехники, автомобилей с многоцилиндровыми, турбированными и современными дизельными моторами (лучше, конечно, все три типа в одном). Зависит в первую очередь от степени открытия дроссельной заслонки и только во вторую — от оборотов двигателя. Даёт истинное ощущение мощности и максимальное удобство управления: транспортное средство чётко «привязано» к курку (педали) газа.

«Рывок» – это внезапный набор скорости спустя некоторое время после открытия (как правило, значительного) газа, физическое выражение «ямы» отдельно мощности или момента мотора, либо той же «ямы» силового агрегата в целом. Если говорить о двигателях с явно выраженной «ямой» то это высокофорсированные двигатели малого объёма: либо форсированные по оборотам, когда на оборотах ниже средних мотор «задыхается», но имеет повышенную отдачу на высоких (большинство «прокачанных» Тазиков), либо более мягкий вариант – система изменения фаз газораспределения, когда при наборе оборотов в момент смены фаз ощущается небольшое скачкообразное увеличение интенсивности разгона (многие современные моторы объемов диапазона примерно от 1,6 до 2,0 литров), либо маленькие турбированные моторы, энергии которых хватает только на то, чтобы дёрнуть машину в узком диапазоне оборотов (обычно при установке на крупные автомобили с целью снижения цены и создания иллюзии экономичности). Но нам более интересны силовые агрегаты квадроциклов, на некоторых из которых вариаторы настроены таким образом, что при резком нажатии на газ сначала дают немного раскрутиться мотору и лишь после этого пускают его энергию в дело, при этом, естественно, в процессе разгона ощущается резкий рывок. По сути это тоже самое, что на автомобиле с механической коробкой нажать на газ, одновременно частично выжав сцепление и через некоторое время бросив его – даже на самом чахлом авто последует ощутимый рывок.

Так вот, некоторые «специалисты» считают, что если в ходе разгона рывка не ощущается, значит у квадроцикла нет подрыва и он «не едет». При этом то, что такой квадроцикл откликается на газ без задержки (от чего рывка и нет) им уже не важно. Ну да ладно, на то они и «специалисты»…

*****

Мимо очередного поворота я промахнулся и «бэйсик» поехал первым. Правда, ехал он не долго, зарывшись в первом же болоте – не хватило тяги на малых оборотах, а на высоких колёса в торфе сработали как фрезы. Тут мы сошлись во мнении, что X8 прошёл бы этот участок даже на Анкле. Зато вот он случай испытать лебёдку «икс-восьмого»! К слову, работает она только при включенном зажигании. Тянет отлично (обещанные 3000 фунтов не блеф), но и аккумулятор высаживает хорошо. Оказалось, что при падении напряжения бортовой сети ниже определённого уровня (около 12 вольт или типа того) одометр принудительно переходит в режим вольтметра, заменяя таким образом сигнальную лампу заряда. Отсюда рекомендация – при использовании лебёдки для вытаскивания другого квадра не забывайте повышать обороты двигателя, чтобы генератор помогал аккумулятору справиться с нагрузкой. Да, магнето X8 выдаёт уже 23 ампера (что больше, чем на том же «бэйсике» с его 18 или около того), но не забывайте, что снимаются они при оборотах 5000/мин. Это не значит, что при использовании лебёдки надо крутить двигатель до звона, по повысить обороты до 3-4 тыс/мин не помешает (только ОБЯЗАТЕЛЬНО проверьте, стоит ли коробка в нейтрали).

05-x8 13

Дальше прокатились вдоль ЛЭП. Тут тоже пришлось топтать колею, в том числе и по подтопленным низинам. Вывод тот же – X8 отлично подходит на роль ведущего квадра в группе, главное не обувать его в 28-е катки, иначе на заболоченных участках после него никто не проедет (ну, кроме обутых в такой же или больший диаметр).

05-x8 14
05-x8 15

Поскольку маршрут вывел нас на газопровод, решили катануть и по нему. «Икс-восьмой» отлично тропил дорогу, но вдруг остановился. Я подумал, что «бульдозер» сел на брюхо, и решил сдать назад, но после этого квадр и вовсе раскорячило в колее.

05-x8 16
05-x8 17

Оказалось, что X8 разулся. Видимо ему надоело месить и наш трактор подумал, что больно он изящный для такого занятия…

05-x8 18

Выбраться из ямы помог младший брат – благо, что было, куда тянуть. Вообще же это хорошая иллюстрация того, что лебёдка должна быть на каждом квадроцикле – возможность вытащить квадром есть далеко не всегда. В случае с «бэйсиком» обычно я беру в поездки ручную рычажную 4-тонную лебёдку. Такая выдернет и сидящий на мостах внедорожник, а помимо прочего ей можно тянуть в любую сторону и под любым углом. Но в этот раз поездка планировалась прогулочной, поэтому лебеда осталась дома.

05-x8 19
05-x8 20

Ну а планам рыжего хитреца сбыться не удалось. Тащить его никто не собирался, а до дома было порядка десяти километров, причём, в том числе, и по грязи. Но когда этот колченогий чёрт попёр и на трёх колёсах (причём попёр первым, пробивая путь в мокром снегу), я почти влюбился в него! Пару раз голый диск цеплял за край колеи, после чего руль выбивало из рук, а квадр разворачивало поперёк, но, сдав назад, CF800-X8 EFI снова ехал, рвал и метал. Конечно, управляемость была не той (точнее, её не было вовсе), правые повороты давались с большим трудом, но мы не ползли, а вполне себе ехали!

С одной стороны – очередная порция уверенности в потенциальных возможностях аппарата, с другой – ещё большая доза расстройства из-за его больного от рождения «сердца». При таких возможностях по тяге хотелось бы сказать «на четырёх колёсах я бы с ним хоть куда», но, помятуя о конструктивных проблемах с вкладышами коленвала, приходится добавить «хоть куда, но не слишком далеко от дома». Понятно, что даже когда вкладыши раскатает, двигателя ещё вполне хватит даже чтобы вернуться и за 100 километров, что мотор переберут по гарантии и т.д., но кайф от неплохого по сути квадроцикла это однозначно портит.

По дороге отметил, что на газопроводе установили столбы для линии электропередач. Столбы весьма странные, зато на сваях – при случае будет, за что лебедиться!

05-x8 21

Наконец-то дело дошло и до очистки леса. Пусть и из корыстных побуждений (щепу отвозят на расположенный под Егорьевском завод Кроношпан), но завалы, в которых прежде разводился короед, хотя бы пойдут на пользу. Разумеется, за тем, чтобы в ход шли только буреломные деревья, мы последим. Может тракторами заодно размесят лесную дорогу – раньше по ней могли проехать только Нивы да УАЗы, а теперь в сухой период катаются даже недоприводы, оставляя мусор после пикников.

05-x8 22

Что касается разбортировавшегося колеса, то дело тут только в зверской тяге. Да, я использую 26-ю Анклу при давлении вдвое ниже предписанного по инструкции (0,2 атм против рекомендованных 0,4), но CF625-X6 EFI при таком давлении не разувается, да и X8 скинул покрышку лишь после нескольких километров по колеям глубже, чем по колено (от ЛЭП до газопровода дорога ещё та). Самое время переставить на него Ведьму с «бэйсика».

05-x8 23

А что же сам «basic»? Что сказал владелец 750-кубовой Сузы после поездки на нём? Вот наш диалог на эту тему.

Ded Minka: Ну как тебе на красном «тракторе»?
Alex G: Вполне нормальный квадр, достаточно комфортный при спокойной езде. Да, мощности, конечно, не хватает, особенно в грязи, но в целом хорошо – за такие-то бабки. Едешь себе и едешь, тем более по пробитой колее. Конечно, туда-то ты как газанул на «оранжевом», а вот обратно вообще хорошо было у тебя на хвосте висеть – на трёх колёсах не убежишь!

Ded Minka: А руль? После квадра с усилком не показалось, что на кочках «бэйсик» слишком навязчиво передаёт неровности, особенно когда заезжаешь на какой-нибудь бугор?
Alex G: Нет, руль главное не зажимать, также как и на мотоцикле. Придерживаешь и направляешь куда надо. Если вцепиться, то конечно будет лупить по рукам, на моте так и вовсе можно потерять управление – расколбасит и упадёшь.

Ded Minka: А подвеска? Трясло?
Alex G: Не знаю, это вас на нём трясёт, мне нормально было. Ещё показалось, что он потише, чем «икс-шесть», трансмисионные шумы поменьше.
Ded Minka: Так на том крестовина была разбита, да и выхлоп у него громче…

05-x8 24

Возможно, Лёха просто соскучился по квадрам в целом (его аппарат месяц как на приколе из-за ожидания запчасти), но диалог выше озвучен практически дословно и я склонен доверять его мнению, причем не только как квадроциклисту, но и как очень опытному пользователю кроссового мотоцикла вне трека (лес, в т.ч. и зимой).

05-x8 25

Если вы пришли из раздела о тесте CF500-basic, для возврата обратно нажмите СЮДА

ДАЛЕЕ