FAQ Stels 500K: система охлаждения

Датчик температуры охлаждающей жидкости

sistema-ohlazhdeniya-500k-500gt-1

Самым распространённым дефектом являются бракованные ДТОЖ (на фото выше: маленький, с одним контактом). Видимо, китайцы слили на Стелс контейнер дефектных. Нормальная работа указателя – это подъем стрелки почти до середины (может не доходить примерно на 1 деление до половины шкалы) при полном прогреве двигателя и падение показаний примерно до 1/4 после срабатывания вентилятора (система охлаждения имеет большой запас по теплоотводу). Если же стрелка постоянно висит на первом делении – датчик нужно менять. Лучше купить в запчастях Kazuma, в запчастях Стелс датчик может оказаться из той же коробки, от куда и установленный изначально (брак). Если говорить о заменителях, то подходит и датчик от CFMOTO (код 152MI-022600 артикул 0010-022600), а вот автомобильных аналогов пока никто не подобрал. По размеру аналогичен датчику от какой-то модели Форда (возможно, еще от каких-то марок), но термистор там имеет другой диапазон изменения сопротивления в зависимости от температуры, поэтому требует доработок, проще купить от квадра. Другой вариант – сделать датчик по размеру и параметрам на заказ (ряд фирм предоставляет такие услуги). Благо, что сам индикатор на панели обычно работает нормально (проверить его можно, замкнув при включенном зажигании разъем датчика на массу – стрелка/шкала должна показать при этом максимум).
Для справки примерные параметры датчика указателя температуры:
градусы/Ом(погрешность, Ом)
50/154(+/- 16)
80/52(+/- 4)
100/27(+/-3)
120/16(+/-2)
В крайнем случае, можно подстроить сопротивление «сбитого» датчика так, чтобы он верно показывал рабочую температуру (в момент включения вентилятора стрелка была на середине шкалы + пол-деления). Как правило, сопротивление неисправных датчиков выше, чем нужно, поэтому для приведения сопротивления в нужном нам диапазоне температуры к искомому можно подключить параллельно сопротивление небольшого номинала (для расчёта используйте закон Ома). К сожалению, реанимировать датчик полностью не получится – характеристика изменения сопротивления термистора в зависимости от температуры имеет нелинейную характеристику и возможна подстройка датчика на правильные показания исключительно в узком диапазоне температур двигателя. Как я уже указал, наиболее разумно привести в норму показания при рабочей температуре: стрелка будет верно показывать, когда двигатель полностью прогрет, что при случае не даст проворонить перегрев. См. схему подключения корректирующего резистора.

Датчик включения вентилятора

С термовыключателем вентилятора (датчик с двумя контактами) проблем не наблюдается (по крайней мере, при условии добавления в схему подключения вентилятора реле), да ещё и установлен он не в радиаторе, а в ГБЦ (пусть это и не совсем правильно), поэтому при условии исправности системы охлаждения и не забитом радиаторе перегреть двигатель 500К сложно, вентилятор врубается задолго до намёков на перегрев. В случае же выхода указанного датчика из строя можно установить подходящий по резьбе от любого автомобиля (либо увеличить посадочное место под бОльший по размеру). Принцип работы датчика включения вентилятора одинаков на всей технике (не считая небольшого разброса по температуре включения/выключения, что для нас не принципиально, поскольку датчик установлен в ГБЦ). На некоторых автомобилях за включение вентилятора отвечает не термовыключатель, а блок ECU, управляющий вентилятором на основе данных от датчика температуры двигателя («на стрелку»), однако и поставить датчик включения от такого авто невозможно – потому что еготам просто нет (т.е. именно датчик включения вентилятора можно поставить от чего угодно).

Вентилятор радиатора

В продолжение темы возможных неисправностей системы охлаждения 500К следует отметить встречающийся иногда выход из строя вентилятора радиатора. Лечится это элементарно – путём установки аналогичной детали от ВАЗ 2103-09 (необходимо лишь доработать штатный кожух). Оправданной профилактической мерой будет и замена штатного вентилятора на вентилятор ВАЗ 2103-09 заранее, более подробно – в разделе Подготовка (либо см. непоследственно отчёт об установке вентилятора ВАЗ 2103-09.

Насос системы охлаждения (помпа)

Сама помпа на 500K вполне надёжна, но ранее встречалось самопроизвольное откручивание гайки крепления крыльчатки помпы. Проведение профилактики было рекомендовано мной в обязательном порядке на этапе подготовки квадра к эксплуатации, однако ориентировочно с середины 2011 года гайка сажается на фиксатор при сборке силового агрегата (шпонку так и не добавили, но хотя бы что-то).

В группу возможных неисправностей системы охлаждения входит и негерметичность посадки шлангов, вызванная тем, что использованные на 500К хомуты хотя и являются самыми правильными – самозажимающимися (степень их давления не зависит от температуры, они компенсируют сжимание и разжимание, а так же усыхание шлангов), но чуть великоваты по размеру, поэтому после первого же демонтажа перестают держать давление, что приводит к незначительным, но постоянным малозаметным утечкам охлаждающей жидкости. В силу этого, при снятии патрубков системы охлаждения (а это нужно сделать обязательно, например, при фиксации гайки крыльчатки водяной помпы), следует заменить штатные хомуты либо на самозатягивающиеся, но чуть меньшего диаметра, либо просто на червячные (напр. Norma). При этом не забывайте, что чрезмерно затягивать червячные хомуты не нужно, поскольку их перетяжка может привести и к протечкам, и к повреждению шлангов. Необходимо затянуть хомуты средним усилием (хомут не должен впиваться в резину), а спустя некоторое время проконтролировать затяжку, в случае необходимости подтянуть (обычно при правильной начальной затяжке подтяжка не требуется).

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ по разделу «Ремонт 500K»:

топливная система
система зажигания
электросистема
система охлаждения
двигатель
вариатор
раздатка
трансмиссия
ходовая
рулевое
тормозная система
моменты затяжки
взаимозаменяемость запчастей