FAQ Stels 500K: вариатор

Механика силового агрегата: ВАРИАТОР

Разрыв ремня вариатора встречается не сказать, чтобы прям уж очень часто, но может иметь место. Вызван, как правило, неполным расхождением дисков ведущего шкива вариатора (из-за подклинивания грузиков либо частей шкива на валу). Заменой ремня на новый не лечится, т.к. в случае проблем с подвижностью дисков можно порвать хоть 10 ремней. Как в качестве лечения, так и в качестве профилактики необходимы:
1) Установка шноркелей для минимизации попадания воды, грязи и посторонних предметов в вариатор и улучшения охлаждения (при выводе забора воздуха выше обшивки).
2) Периодическая чистка и смазка вариатора (обратите внимание на недопустимость попадания смазки на рабочие поверхности дисков шкивов вариатора и на ремень)
Где, что и как чистить и смазывать объяснил, например, BaronFather ТУТ.
3) В случае, если, несмотря на чистку, подвижность деталей ведущего шкива не восстановилась, необходима замена штифтов грузиков, (подробный отчёт от Ded Minka ТУТ). В отчёте показан процесс полной разборки ведущего (drive) шкива и восстановления подвижности грузиков вариатора. О том, как разобрать ведомый (driven) шкив — см. отчёт FATICK.

Первый признак неисправности вариатора 500К – затруднённое включение передач в раздатке, после приведения работы узла в норму переключение должно происходить без усилий.
Если долго не обращать внимания на трудности с переключением КПП, то вторичными признаками возможного скорого разрыва ремня будут частое появление свиста во время движения либо сильных глухих стуков в вариаторе. При таких симптомах необходимо снять кожух и осмотреть вариатор, проверить его работу и состояние ремня, обратить внимание на чёткость перемещения внешней части ведущего шкива, также следует проверить, герметичны ли сальники силового агрегата (выходной двигателя и входной КПП).

В случае, если беспокоит только свист, нужно сделать следующее:

FATICK писал:
Те ремни которые ставят, видно очень низкого качества, и при работе и нагревании из середины ремня где он склеен выделяется некий клей, который налипает на чашки и как раз тут и начинается некий скрежет, у меня такое было даже после установки нового ремня, а решение очень простое. Надо протереть чашки и ремень растворителем, я после этого уже проехал 1000км и пока не какого свиста, да и на старом делал тоже самое и не каких проблем не было, а если появится, то просто надо повторить процедуру, а не менять ремень… Удачи!!!

Порой клей и продукты износа ремня прижариваются к чашкам настолько сильно, что растворитель их не берёт. В таком случае можно аккуратно подшлифовать рабочую поверхность ведущего шкива мелкой шкуркой («1000-ной» либо с любым ещё меньшим зерном). Это улучшит фрикционные свойства поверхности и исключит возможность паразитной пробуксовки, перегрева и повреждения ремня. При этом не волнуйтесь – износ ремня из-за придания некой абразивности чашкам не только не увеличится, но и будет значительно снижен благодаря оптимизации работы узла. К тому же чашки сделаны из мягкого материала и после первой же поездки даже видимые царапины, случайно оставленные при зачистке, самоустраняются.

Причиной глухого стука может быть расслоение ремня, который в данном случае необходимо заменить. Понятное дело, что при нормальной работе вариатора расслоение ремня будет возможно только при чрезмерном его износе. Важно не путать стук (в полном смысле слова) с «позвякиванием» или «побрякиванием» при сбросе газа, о которых см. ниже и которые являются особенностью нормальной работы, иногда воспринимаемой за предполагаемый признак поломки.

Ещё один возможный посторонний звук – звонкий (металлический) стук при увеличении оборотов двигателя (возможен негромкий и при сбросе газа, но акцентируется именно при открытии дросселя). Является признаком разрушения втулок, передающих вращение на внешнюю чашку ведущего шкива (т.н. «пятаков»). При разрушении данных втулок между приводящими в движение внешнюю чашку лапками и самой чашкой образуется люфт, из-за которого и происходит удар. Отдельно китайские втулки не продаются, но могут быть выточены из капролона, текстолита или бронзы. Также возможна замена втулок на Polaris, партнумбер 5431936.

Пушкин писал:
пятаки заказал в размере D=14мм, H=7 (тот что у меня остался графитовый был H=3мм)

По опыту – для упрощения последующей сборки узла лучше сделать «пятаки» высотой 6,5 мм.
Данная неисправность не приводит к фатальной потере способности к передвижению, но лучше заменить штатные втулки на фторопластовые при плановом обслуживании вариатора. Как минимум, для снижения износа «пятаков» следует нанести смазку на плоскости, по которым двигаются указанные втулки (большая её часть улетит на кожух, но кое-что останется).
О замене детали подробнее см. фотоотчёт Пушкин; также немного информации есть ТУТ.

Один раз встретилась поломка пружины ведущего шкива, заменить можно на аналогичную деталь от Polaris, номер детали есть в отчёте о переборке ведущего шкива.

Мнимая неисправность вариатора 500К

Приведу тут информацию и о мнимой неисправности – особенности нормальной работы, которую часто воспринимают как предполагаемый признак поломки. Речь идёт о «позвякивании» или «побрякивании» в вариаторе при сбросе газа на скоростях выше 10-20 км/ч. Вызвано это тем, что при снятии натяжения ремня тарелки шкивов начинают немного болтаться (да ещё под действием пружин со звоном встают в положение покоя), а усилие пытается «пробраться» в обратном от нормального для 500К вариатора направлении – не от двигателя к колёсам (тяга), а от колёс к двигателю («томожение»). При этом, чем выше разница в оборотах между ведущим и ведомым шкивами, тем громче звук. Если затормозить с блокировкой колёс, то раздаётся стук, если просто резко закрыть газ – «побрякивание», а если понижать обороты плавнее, то вариатор вообще молчит. Указанный призвук присутствует у всех 500К и, по-видимому, является конструктивной особенностью его вариатора.
Также подобный звук (а равно и усиление или невозможность точной локализации «вариаторного») может быть вызван чрезмерными зазорами в карданных валах (крестовины, шлицы) – при знакопеременной нагрузке раздаётся звонкое постукивание.

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ по разделу «Ремонт 500K»:

топливная система
система зажигания
электросистема
система охлаждения
двигатель
вариатор
раздатка
трансмиссия
ходовая
рулевое
тормозная система
моменты затяжки
взаимозаменяемость запчастей